'Расскажите немного о себе': любимый вопрос кадровика и правильный ответ.  Как понравиться кадровику
Дети

‘Расскажите немного о себе’: любимый вопрос кадровика и правильный ответ. Как понравиться кадровику

Как подготовить рассказ о себе для собеседования при приеме на работу

Содержание:

Девяносто процентов собеседований при приеме на работу начинаются с просьбы «рассказать немного о себе». Это самый любимый вопрос кадровиков. Ведь далее следует не меньше пяти минут отдыха — пока вы будете говорить, кадровик может расслабиться и подумать о чем-нибудь своем, личном. Как использовать эти пять минут интервью для собственной пользы? Подробная инструкция для тех, кто ищут работу.

'Расскажите немного о себе': любимый вопрос кадровика и правильный ответ.  Как понравиться кадровику

Я не шучу. Измученные собеседованиями кадровики (нелегкий труд — проводить встречи с 10–15 кандидатами в день) — тоже люди, и они нуждаются в отдыхе.

Исходя из вышенаписанного, самая нежелательная ваша реплика звучит так: «Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду». Или еще хуже: «А чего рассказывать-то, в резюме всё написано». Шансов понравиться кадровику после такого ответа у вас нет! Такое не прощается. Поэтому:

  • подготовьте ответ на просьбу «рассказать немного о себе» заранее;
  • отрепетируйте его вслух дома — рассказ должен быть в пределах пяти минут;
  • не включайте в рассказ о себе того, что требует ответной реакции («Ведь я правильно поступил?», «Не правда ли?», «Кстати, а в вашей компании ценят хороших работников?» и пр.).

К содержанию

Улучшить резюме

О чем еще, кроме желания кадровика отдохнуть, следует подумать, готовясь к ответу?

Прежде всего — нужно постараться сгладить все шероховатости вашей биографии, изложенной в резюме. Например, вы сменили за последние два года три места работы. Лучше, если в своей «вступительной речи» вы объясните, почему так происходило.

Или — вам за сорок. Упомяните между делом, что вы занимаетесь спортом и, значит, находитесь в хорошей физической форме. Или — вы никогда еще не занимали руководящую должность. В таком случае расскажите, как «на самом деле» вы отвечали за результаты работы коллектива.

Что еще? Польстите корпоративному чувству кадровика — обязательно вставьте в ваше повествование историю о том, как вы узнали об этой замечательной компании. Ваш рассказ должен подвести кадровика к мысли, что всю предыдущую жизнь вы готовились к тому, чтобы занять данную вакансию (учились, набирались опыта, мечтали о настоящей работе), и подошли к этому собеседованию, как спортсмен к Олимпийским играм, — на самом пике своих возможностей.

Убедить кадровика в том, что перед ним сидит идеальный кандидат, гораздо легче именно сейчас, в самом начале собеседования, «рассказывая немного о себе».

К содержанию

Какой ответ понравится кадровику?

Во-первых, не нарушающий его отдых (см. выше).

Во-вторых, облегчающий его труд. Труд кадровика, как известно, заключается в том, чтобы отбраковывать всех неподходящих (по его мнению) кандидатов, а оставшихся представить работодателю для окончательного решения. Для этого кадровик задает массу вопросов. Вы облегчите жизнь кадровика, если попытаетесь сразу же ответить на большинство из них.

Вы окончили школу и поступили в институт. Это написано в резюме. А то, что вы всю жизнь мечтали об этой профессии, хорошо и с интересом учились и с нетерпением ждали, когда же настанет время применить полученные знания на практике, — об этом можно сообщить только устно.

Вы проработали на одном месте один год, а на следующем — только полгода. Это написано в резюме и выглядит не очень здорово. Расскажите кадровику, как на первой работе вы сумели удвоить продажи, а на второй выстроили модную CRM-систему. Тогда вместо сомнений (не слишком ли часто вы меняете компании?) кадровик почувствует уважение — и как это он всё успевает?

Вот так и облегчается нелегкий труд кадровика — ему уже не нужно спрашивать вас о мотивации и о причинах частой смены работы. Заодно он теперь всё знает и о ваших трудовых достижениях.

Другие подозрения, которые всегда заботят кадровика (какой у вас характер, не внесете ли вы раздор в сплоченный коллектив, легко ли уживаетесь с людьми?), тоже легко снять, по-прежнему «рассказывая немного о себе». Например, вставьте в историю перехода из одной компании в другую пару фраз о том, как тяжело вам было расставаться с начальником и всем коллективом и как вы перезваниваетесь до сих пор и поздравляете друг друга с праздниками.

'Расскажите немного о себе': любимый вопрос кадровика и правильный ответ.  Как понравиться кадровику

К содержанию

Какой ответ выгоден вам

Почему так важен ваш «рассказ о себе»? Потому что инициатива сейчас на сто процентов принадлежит вам. Когда кадровик начнет задавать другие вопросы, такого уже не будет. Вы можете построить свой рассказ в удобной для вас форме, акцентировать свои положительные качества, затушевывать слабые и упреждать неудобные вопросы. Помните, что кадровик во время вашего рассказа отдыхает. А потом, когда задает другие вопросы, — работает: внимательно слушает и оценивает.

На протяжении всего собеседования (кроме вашего «рассказа о себе»!) кадровики сомневаются, так ли всё хорошо, как вы расписываете. Ведь понятно же, что никто про себя не скажет, что он ленивый, недисциплинированный и вредный, любит приврать и тащит из офиса всё подряд, за что его и выгоняют с каждой работы. И никого не удивляет, что «социально желательным ответом», например, о причине ухода с предыдущей работы станет что-нибудь на тему несоответствия колоссального желания принести компании больше пользы и отсутствия для этого возможностей. Кадровики такие рассуждения делят на десять. Но не во время ответа на просьбу: «Расскажите немного о себе»! Тут кадровые методики еще не включены на всю мощь.

К содержанию

Что говорить?

Каким должен быть рассказ о себе? Конечно, кратким. Не надо начинать с того, что ваш папа служил инженером и вы были третьим ребенком в семье. Вы должны «осветить» только этапы вашей жизни и карьеры, имеющие отношение к вакансии, на которую вы претендуете. Начинайте сразу со зрелого возраста: «После окончания института я стал работать в…». Или с последнего места работы — о нем поподробнее; и пунктирно — о ранних ступенях вашей карьеры.

Такой вариант хорош по двум причинам. Во-первых, скорее всего вас рассматривают именно из-за опыта, который вы получили на последнем месте работы, и, следовательно, кадровика трудовая деятельность этого периода интересует больше всего. Во-вторых, вопрос о глубине исследования вашей жизни в этом случае отпадет сам собой. Вполне вероятно, что последним местом работы ваш рассказ и ограничится, поскольку для работодателя этот период вашей жизни — самый важный.

Еще раз: «рассказывая немного о себе», вы получаете замечательную возможность убедить кадровика в том, что вы — именно тот человек, который нужен компании:

  • квалифицированный и адекватный — то есть способный выполнять предложенную работу за предложенные деньги;
  • заинтересованный в результатах работы — то есть приносящий прибыль;
  • лояльный и безопасный — то есть не доставляющий проблем.

Ниже — примеры грамотных ответов.


К содержанию

Пример первый: молодой специалист по рекламе

«В прошлом году я окончил факультет бизнес-информатики Университета глобальных коммуникаций по специальности „интернет-реклама“. Во время учебы два раза проходил стажировку — в департаменте внешних связей группы „Корпус“ и в рекламном агентстве „Ребренд“. Моими главными задачами были: анализ эффективности маркетинговых акций и проведение телефонных опросов. Работа мне нравилась, хотя общение по телефону сначала давалось трудно, но потом освоился. Я даже не ожидал, как много информации можно получить от общения с обычными клиентами. По итогам каждого дня требовалось подготовить аналитический отчет — очень полезный документ для руководства компании.

Один раз мы работали на конференции „Вызовы XXI века в условиях меняющегося мира“. Мне пришлись по душе доклад и презентация вашей компании, и тогда я подписался на вашу интернет-рассылку. Иногда я участвую в форуме на сайте компании.

После университета я полгода проработал в одном небольшом агентстве на должности менеджера-стажера. В мои обязанности входили разработка новых продуктов и предложение их клиентам. У меня был довольно высокий процент подключения новых услуг, даже удалось привлечь несколько новых клиентов.

Меня всё там устраивало: дружный коллектив, много работы, возможность проявить себя, — но, к сожалению, владелец агентства решил целиком сократить наш отдел. Мне предлагали остаться и перейти в финансовый отдел, однако функционал был совсем не мой. Нет, это, конечно, тоже нужное дело, но всё-таки сотрудники там больше работают с документами при минимуме общения.

В вашей компании мне нравится ориентированность на новые технологии, это интересно и перспективно. Когда читаю в вашей рассылке о новых проектах, у меня сразу же возникают свои идеи. С удовольствием поработал бы над их реализацией».

Что в итоге получилось? Соискатель ненавязчиво сообщил, что он:

  • инициативен, активен, не боится большой нагрузки;
  • не избегает живого общения (для многих соискателей это серьезный барьер);
  • хорошо знаком с потенциальным работодателем;
  • примерно представляет свои будущие обязанности;
  • доброжелателен, полон энтузиазма;
  • на прежней работе был ценным сотрудником.

Если на собеседовании присутствуют два кадровика, то после такого выступления они поворачиваются друг к другу и удовлетворенно кивают головами.

К содержанию

Пример второй: менеджер, часто менявший работу

«Сейчас я работаю менеджером по работе с корпоративными клиентами в сети автосалонов. Я понимаю, что это не профиль вашей компании, но думаю, что у меня получится быстро добиться успехов на новом месте. До этого у меня был опыт активных продаж в нескольких компаниях, так что я уверен, что смогу быстро разобраться с особенностями страхового бизнеса. А в целом в продажах я чувствую себя уверенно, мне нравится эта работа.

В прошлом году мне удалось увеличить продажи в полтора раза. Проанализировав статистику предыдущих лет, я обратил внимание на довольно низкие повторные продажи. Не забывая о своих основных обязанностях, я начал планомерно обзванивать старых клиентов и выяснять, почему они не работают с нашей компанией. Выяснилось, что никаких серьезных причин для этого нет, просто мы перестали напоминать о себе и наших новых предложениях.

С большинством клиентов мне удалось встретиться лично и убедить их вернуться к сотрудничеству. Это заняло довольно много времени, пришлось работать без выходных, но продажи заметно выросли, и результат доставил мне большое удовлетворение».

А что здесь в итоге? Как и в первом примере, соискатель упредил основные вопросы кадровика, среди которых самым главным был бы вопрос о частой смене мест работы. Кроме того, кадровик знает теперь, что сидящий перед ним соискатель:

  • активен и инициативен;
  • не избегает непосредственного общения с клиентом (очень важное качество для продажника);
  • не считается со своим личным временем;
  • обладает достаточным опытом и полон сил;
  • в работе ориентирован на результат (не только личный, но и предполагающий выгоду для компании, что встречается довольно редко).

Ричард Борзов

Авторская статья

Купить эту книгу

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *