Вам за 40 и вы женщина: 13 каверзных вопросов при приеме на работу.  Как найти работу женщине
Дети

Вам за 40 и вы женщина: 13 каверзных вопросов при приеме на работу. Как найти работу женщине

Собеседование при поиске работы: как подготовиться

Содержание:

Найти работу женщинам после 40 лет и мужчинам после 50 в России непросто — несмотря на отдалившуюся пенсию дискриминация по возрасту все еще существует, и часто такие резюме просто не рассматриваются. Но если вас пригласили на собеседование при приеме на работу, тут возможна следующая преграда — «каверзные» вопросы, на которые хорошо бы ответить правильно, но не слишком глянцево. О чем вас могут спросить кадровики, если вам за 40, вы женщина или часто меняли работу в последнее время?

Вам за 40 и вы женщина: 13 каверзных вопросов при приеме на работу.  Как найти работу женщине

К содержанию

Найти работу после 40: какие вопросы задают на собеседовании

Обычные опасения при приеме на работу мужчины или женщины после 40 лет состоят в том, что ему или ей будет сложно принять корпоративные правила в компании или они не захотят этого делать. Поэтому главное в ваших ответах — лояльность: к компании, правилам, сотрудникам, начальству, традициям и т.д.

Ваша квалификация для этой работы выше, чем требуется. Будет ли вам интересно работать у нас?

Не нужно кокетничать, сразу согласитесь, что да, у вас солидный опыт. Однако это не препятствие, а дополнительный плюс — вы сможете принести больше пользы.

Вероятно, вы будете работать под руководством более молодых сотрудников. Как вы к этому относитесь?

Никак вы к этому не относитесь! Компания лучше знает, кого назначать руководителями. Да и в прошлом у вас уже был такой опыт: и начальник у вас был моложе, и сами вы руководили более зрелыми людьми. Дело вообще не в возрасте.

Вы довольны вашей карьерой?

Здесь небольшой подвох. Истинный смысл вопроса — не слишком ли вы амбициозный человек и не повредит ли это компании? Ответ, который успокоит кадровика: «Я уже многого достиг и этим вполне доволен. А дальше — жизнь покажет».

Что, на ваш взгляд, можно улучшить в работе нашей компании?

Похожий подвох. Не предлагайте сразу план антикризисных действий! Ваш ответ должен быть сдержанным: всегда есть куда развиваться и что улучшать, но сначала нужно разобраться в ситуации.

Почему вы решили сменить место работы?

Общие правила таковы — о прежнем работодателе ничего такого, что будущий работодатель может принять на свой счет. Идеальный вариант — сначала познакомиться с задачами, которые будут стоять перед вами, а потом их «отзеркалить».

Пример. Предполагается, что вы возглавите отдел продаж. Вам говорят, что руководство недовольно низкой активностью его деятельности. Отсюда ваш ответ: «Главная причина, почему я ушел с предыдущей работы, — все мои инициативы по развитию компанию „уходили в песок“».

Если же вас берут, чтобы навести дисциплину, снова отвечайте по «принципу зеркала»: «На прежнем месте мне не нравилась необязательность сотрудников, отсутствие планирования и отчетности».

Как вы относитесь к переменам?

Подтекст очевиден — стереотипы подсказывают, что людям постарше перемены не нужны. Не будете ли вы сопротивляться новым веяниям на работе? И вообще всему, что не совпадает с вашим «старорежимным» опытом?

«Шпаргалка» для правильного ответа: «Для меня совершенно очевидна необходимость постоянных изменений в бизнес-среде, ведь появляются новые технологии, новые услуги и продукты, новые условия и новые потребности клиентов. Я уверен, что бизнес просто обязан меняться. Я с удовольствием принял бы участие в работе по модернизации. Надеюсь, мои знания и опыт тут пригодятся».

К содержанию

Собеседование при приеме на работу: вопросы для женщин

Кадровиков интересует семейное положение женщин и их планы на ближайшее время. И они задают вопросы об этом. Считать такие вопросы корректными или нет — личное дело каждого, но ситуация поиска работы — не лучшая позиция для обсуждения границ частной жизни, за которые допускается или не допускается проникновение кадровика. Категорически не советуем обижаться, отказываться отвечать и спорить с кадровиком — даже если его вопросы покажутся вам «неприличными».

Кадровиков волнуют, конечно же, не подробности вашей частной жизни, а способность и возможность активно трудиться на благо компании. Потенциальный декретный отпуск и болеющие маленькие дети конкурентных преимуществ компаниям не дают. Как успокоить кадровика?

Если у вас маленькие дети — обязательно похвалите заботливых бабушек.

Если вы устраиваетесь на работу после двух-трех лет декретного отпуска — скажите, что последние полгода читали профессиональную литературу, участвовали в профессиональных интернет-форумах, ходили на выставки и т.п. И страшно соскучились по работе!

Ответ на вопрос о перспективах изменений в семейном положении должен быть простым: «Нет, пока таких планов нет».

Вопрос о семейном положении иногда может конкретизироваться: «А кто у нас муж?». Лучше всего, если он работает в приличной компании и имеет не запредельный, но стабильный доход.

«Не запредельный» — это важно. Две вещи могут сильно смутить кадровика — криминал (с этим всё понятно) и чрезмерный достаток. Чем ему не нравятся богатые? Тут тоже всё довольно просто. В последнее время появился устойчивый типаж — скучающая жена, которая стремится устроиться на работу не для работы (она ей неинтересна), а для общения, дефицит которого женщина испытывает.

Вам за 40 и вы женщина: 13 каверзных вопросов при приеме на работу.  Как найти работу женщине

К содержанию

Часто меняете место работы? О чем спросит кадровик

Теперь разберем вопросы на собеседовании о приеме на работу для кандидатов, которых на языке кадровиков называют не лояльными своей профессии и своим работодателям. Под этими формулировками кадровики понимают работающих не по специальности, часто меняющих места работы, имеющих большие перерывы в трудовой деятельности.

Почему вы решили претендовать на эту вакансию? Она же не по вашей специальности?

В современном мире смена профессии — не такая уж редкость, и кадровики лучше других это знают. Поэтому не волнуйтесь, ваш случай — не уникальный.

Универсальные советы: если вы меняете «бумажную» профессию на требующую постоянного общения, то вот и готовое объяснение — вам нравится знакомиться с новыми людьми, решать их проблемы, интересна жизнь в конкурентных условиях, работа в дружной команде. Если наоборот — то вам нравится стабильность, требующая аккуратности и внимания, что предполагает высокую ответственность. И в любом случае: вы были успешны в прежней профессии и многое из полученного опыта сможете применять и на новом месте работы.

Вы довольно часто меняли работу. Почему?

Если вы работали в маленьких, никому не известных компаниях, то автоматическое объяснение звучит так: бизнес не пошел, компания развалилась, официального оформления не было и т.п. С большими компаниями сложнее, но мотивировки и тут придумать можно — все они сводятся вот к чему:

  1. произошли изменения, не от вас зависящие и для вас совершенно неожиданные;
  2. вы банально ошиблись, выбрав эту компанию. Только без жалоб и громких обвинений других людей в ваших неудачах!

Объяснения не должны занимать много времени, лучше подробно рассказать, какой ценный опыт вы приобрели. Если ни в чем не ошибетесь, то кадровик неизбежно сделает вывод о вашем критическом мышлении, о высокой адаптивности и гибкости — качествах, совершенно необходимых для соискателя данной вакансии!

Последние два года вы нигде не работали. Почему?

Варианты: «Работал, но не был официально оформлен. Работал фрилансером. Временная или проектная работа. Работал по гражданско-правовому договору». Это всё логичные и понятные объяснения, но лучше их привести еще в резюме, упредив ненужные вопросы.


К содержанию

Я что, быстро говорил?

Допускаю (и надеюсь), что вам понравились предложенные ответы и вы их даже запомните. Значит, вопросы кадровика не должны застать вас врасплох. Но есть опасность допустить ошибку, которая называется «Я что, быстро говорил?».

Каково типичное поведение человека после того, как ему зададут вопрос?

Первое: взять небольшую паузу, чтобы подумать.

Второе: сказать «ну…».

Третье: начать отвечать.

Если второй пункт вам показался комичным — посмотрите телевизионные интервью: в 90% случаев именно так и происходит общение интервьюера со своим гостем. Ответ редко бывает «как по писаному»; вы подбираете слова, можете оговориться и т.п.

На собеседовании с кадровиком вы ведете себя точно так же, и это нормально. А ненормально, когда вы начинаете отвечать, не дослушав вопрос, без уточнений, не задумываясь над формулировками, не подбирая слова, и, самое главное, — всё правильно говорите! Так происходит, когда вы знаете, о чем вас спросят, и у вас есть заготовленный ответ. Опытному кадровику ничего не стоит заметить перемену в стиле ваших ответов. Большой беды не будет, но зачем вам подозрения в неискренности?

Так что внимательно слушайте вопрос и не радуйтесь раньше времени. Не торопитесь, не говорите быстро.

Ричард Борзов

Авторская статья

Купить эту книгу

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *