Низкая самооценка, завышенная самооценка: почему плохо и то и другое?  Надо ли повышать самооценку
Дети

Низкая самооценка, завышенная самооценка: почему плохо и то и другое? Надо ли повышать самооценку

Что такое адекватная самооценка? Формирование самооценки у ребенка

Содержание:

Если посмотреть, как по-разному складываются судьбы людей̆, невольно задаешься вопросом: почему одни добиваются высот, а другие влачат жалкое существование? Можно долго рассуждать о счастливом случае или злом роке, сводить все к уровню интеллекта или наличию определённой̆ внешности. Конечно, все вышеперечисленные факторы имеют место, но с точки зрения психологии единственное, что определяет судьбу — это наш характер! Рассказывает психолог Наталия Драга.

Низкая самооценка, завышенная самооценка: почему плохо и то и другое?  Надо ли повышать самооценку

Характер влияет на поведение человека. А поведение влечёт за собой обратную связь от внешнего мира. Чем адекватнее и осознанное наши действия, тем больше вероятность получить нужный ответ. Характер включает в себя много компонентов. Но то, как человек сам оценивает себя и свои возможности, сильно влияет на его поступки.

Именно от самооценки зависит уровень притязаний, амбиции, цели. Следовательно, чем реальнее и правильнее человек оценивает свои возможности и личные качества, тем грамотнее он рассчитывает свои шаги к реализации задуманного.

К содержанию

Какие бывают виды самооценки?

Бытует распространённое заблуждение, что самооценка может быть низкая и высокая. Это не совсем верно. На самом деле самооценка бывает адекватной или неадекватной. А вот неадекватная уже делится на неадекватно низкую, неадекватно высокую и неустойчивую, когда человека кидает из стороны в сторону — от ощущения своего величия к ощущению себя полным ничтожеством.

Адекватная самооценка — это когда человек реально оценивает свои способности и личные качества, осознает как свои недостатки, так и достоинства. Человек с адекватной самооценкой может признать свои ошибки и работать над ними, развивать свои сильные стороны и минимизировать проявление условно негативных качеств.

Поскольку он реально оценивает себя, ставит перед собой подъемные задачи — то и добивается в жизни многого из того, что наметил. Что и гарантирует стабильность его самооценки. Даже если неудачи случаются, такой человек критично оценивает ситуацию, делает выводы и движется дальше.

В случае с неадекватной самооценкой все совсем по-другому.

Если самооценка неадекватно низкая — человек не верит в свои силы, уровень его притязаний низкий. И самое обидное, что объективно человек может быть и талантлив, и хорош собой, и с высоким уровнем интеллекта, но самооценка не равна реальным показателям. Самооценка формируется в детстве и в этом случае просто не соответствует действительности. На то она и неадекватная.

Человеку кажется, что все вокруг лучше него, он постоянно сравнивает себя с другими и, как это не парадоксально, всегда находит кого-то, кто ему докажет его несостоятельность и ущербность.

Человек с низкой самооценкой подвержен чувству ревности. Ведь ревнуем мы не от большой любви, а от страха, что есть кто-то лучше нас. Это неосознанная конкуренция с человеком, к которому мы ревнуем.

В случае с когда самооценка неадекватно завышенная, история иная, но ничем не лучше. Амбиции непомерно высоки, как и уровень притязаний, но под ними ничего нет. Тут человек хочет всего самого лучшего — и все бы ничего, если бы наши желания исполнялись просто потому, что мы захотели.

Низкая самооценка, завышенная самооценка: почему плохо и то и другое?  Надо ли повышать самооценку

Столкнувшись с неудачей, человек с неадекватно высокой самооценкой не видит свои промахи и ошибки и, соответсвенно, ничего не делает для их исправления. Он просто обвиняет в неудачах других. И так же сравнивает себя с другими. Проблема тут в том, что какой бы прекрасный ни был человек, всегда есть кто-то лучше хоть в чём-то.

И поэтому, постоянно желая быть лучше кого-то, человек неизбежно страдает. Его самооценка зависит от внешних факторов, которые изменчивы. Он только приобрёл новый автомобиль, а сосед уже купил самолёт, и все — его самооценка пошатнулась. Как только на горизонте появляется кто-то, кто переплюнул его в значимых для него позициях — человек в момент чувствует себя ничтожеством.

Адекватная самооценка устойчива и не зависит от внешних факторов: человек не сравнивает себя ни с кем, он знает, какой он, и ему не нужно подтверждение от кого-либо. У него есть на что опереться внутри себя. Самая здоровая позиция.

Если человек считает себя достаточно умным, он никак не почувствует себя идиотом даже в обществе докторов наук. Он осознает, что не может знать всего, и от этого его самомнение не пострадает.


К содержанию

Что сделать для формирования адекватной самооценка у ребенка?

Самые главные люди, которые закладывают фундамент самооценки ребенка — это родители или заменяющие их фигуры.

Самый верный путь вырастить ребёнка с неадекватной самооценкой — это сравнивать его с другими детьми, критиковать, стыдить и обвинять. Так ребёнок и не поймёт, какой же он на самом деле, и будет уверен, что с ним точно что-то не так, раз его постоянно критикуют. Это не значит, что ребенок может вести себя плохо и оставаться безнаказанным. Просто критикуйте не ребёнка, а его поведение.

Важно, чтобы ребёнок четко знал правила — как он может себя вести, а как нет. Ребёнку, как, впрочем, и взрослому, в отношениях нужны чёткие границы — это даёт ощущение безопасности. Он должен понимать рамки дозволенного.

Помните, что ребёнок учится любить и уважать себя у вас. Сначала мы любим и принимаем его, а потом он присваивает наши чувства себе, делает их своим внутренними.

Ребёнок не должен заслуживать любовь взрослого, иначе уже во взрослой жизни он будет продолжать выпрашивать её у других, не веря, что его могут любить просто так.

Авторская статья

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *