Нормальное сексуальное поведение у детей. Такое бывает?  Детская сексуальность
Дети

Нормальное сексуальное поведение у детей. Такое бывает? Детская сексуальность

С какого возраста начинать сексуальное воспитание в семье и в школе?

Содержание:

Многие взрослые начисто вытеснили из памяти, как сами были детьми и играли «в доктора», чтобы испытать приятные ощущения, или мастурбировали. И теперь бывают сильно возмущены, когда речь заходит о сексуальном поведении детей. Что это вообще такое? Не меньший протест вызывают и школьные программы сексуального просвещения. Однако говорить с детьми о сексе все равно придется. Что имеют право знать дети в разном возрасте — и что могут делать, чтобы познать свое тело и отношения между полами?

Нормальное сексуальное поведение у детей. Такое бывает?  Детская сексуальность

К содержанию

Они учат наших детей плохому?

Среди консервативно настроенных родителей и чиновников бытует мнение, что лучший способ контрацепции — это воздержание, а доступность информации о сексе приобщает подростков к пороку с ранних лет. Исследования калифорнийского ученого Дугласа Кирби показывают, что это не так: из 73 программ школьного сексуального образования в США и других странах 34% привели к тому, что подростки начали откладывать первый сексуальный опыт, а остальные просто никак не повлияли на возраст потери девственности.

Что касается частоты сексуальных контактов, статистика и тут оказалась вполне оптимистичной: из 38 программ, эффект которых впоследствии оценивался по этому параметру, 12 привели к снижению активности, 25 ничего не изменили, и только одна программа, кажется, подтолкнула подростков чаще заниматься сексом. Примерно то же и с числом партнеров: сексуальное просвещение либо снизило его, либо никак на него не повлияло.

Так что образовательные беседы и брошюры не сказываются на количестве сексуально озабоченных людей, но зато помогают лучше разбираться в собственных желаниях и осознавать свое право в любой момент сказать «нет». К тому же просвещенность в вопросах контрацепции, знание того, какие способы предохранения работают, а какие — не очень (например, вероятность беременности при «календарном» методе предохранения, когда считают дни до овуляции, — 24%), как передается ВИЧ и другие половые инфекции (о том, что оральный секс может быть способом передачи, знают не все взрослые), очень помогают снизить риски.

Американские исследования показали, что «либеральные» программы сексуального образования существенно снижают статистику подростковых беременностей, в то время как массовые агитации за воздержание оказались в этом смысле совершенно неэффективными, не говоря уже о том, что они не достигают и своей главной цели: подростки не становятся сексуально менее активными.


К содержанию

Если родители не говорят о сексе с детьми

Семья остается самым важным фактором, определяющим сексуальную социализацию. Исследование, в котором приняли участие более 1000 подростков из средних и старших классов, показало, что ни медиа, ни мнение ровесников не играют такой роли. Если родители не говорят о сексе, то и дети начинают считать эту тему табуированной, а значит, им будет сложнее обсуждать с будущими партнерами свои желания и ощущения, не говоря уже о способности выразить несогласие на сексуальную близость.

А вот от занятий сексом неумение разговаривать о нем совершенно не страхует. Кроме того, в семьях, где родители сочетают позитивное отношение к сексу с необходимыми предупреждениями о правилах безопасности, дети начинают половую жизнь в более позднем возрасте.

Что касается детей до подросткового возраста, современная теория детского психосексуального развития не погружается в глубины подсознания, а занимается преимущественно определением того, какие проявления интереса к половым отношениям можно считать естественными для детского развития, а когда пора бить тревогу.

А еще — что стоит рассказывать детям о сексе в соответствии с их возрастом. С точки зрения специалистов Национального центра исследований сексуального поведения молодежи (США), график выглядит примерно так.

К содержанию

Нормальные проявления сексуального любопытства у детей до 4 лет

Что могут делать дети (и это нормально):

  • изучать и трогать интимные части тела как наедине с собой, так и на людях (ребенок еще не понимает, что это неприлично), показывать их другим людям;
  • трогать женскую грудь;
  • раздеваться просто потому, что хочется ходить нагишом, проявлять интерес к чужому обнаженному телу (например, в бассейне);
  • задавать вопросы об анатомии и функциях тела.

О чем с ними стоит говорить:

  • какие части тела как называются;
  • о том, что мальчики и девочки отличаются друг от друга (можно пока без подробностей);
  • как соблюдать личные границы (закрывать интимные места одеждой, не трогать других детей и взрослых за половые органы);
  • в чем разница между приемлемыми и неприемлемыми прикосновениями;
  • почему, если чьи-то прикосновения не нравятся, можно и нужно говорить «нет».

Нормальное сексуальное поведение у детей. Такое бывает?  Детская сексуальность

К содержанию

Как проявляется детская сексуальность в 4–6 лет

Что могут делать дети (и это нормально):

  • мастурбировать (и случайно попадаться на этом);
  • разглядывать других людей, когда они без одежды;
  • имитировать любовное поведение (целоваться, держаться за ручки);
  • разговаривать об интимных частях тела;
  • «играть в доктора» с ровесниками.

О чем с ними стоит говорить:

  • как тело меняется с возрастом;
  • откуда берутся дети (в самом простом варианте, без особых подробностей);
  • в мастурбации нет ничего плохого, но не стоит трогать свои половые органы в присутствии других людей;
  • почему также не стоит разрешать другим людям трогать тебя за интимные части тела;
  • если к тебе пристают, это вина только того, кто пристает;
  • как вести себя с незнакомцами;
  • кому пожаловаться, если кто-то к тебе пристает.


К содержанию

Нормальное сексуальное поведение у детей 7–12 лет

Что могут делать дети (и это нормально):

  • мастурбировать;
  • играть с ровесниками в игры с сексуальным уклоном («правда или вызов», игры в семью или пару, в русском варианте это может быть «бутылочка»);
  • рассматривать картинки с голыми людьми;
  • изучать медиаконтент, связанный с темами секса;
  • хотеть больше личного пространства (не переодеваться при других людях) и неохотно обсуждать темы секса со взрослыми;
  • начать испытывать сексуальное влечение к ровесникам.

О чем с ними стоит говорить:

  • как будет меняться тело и жизнь вообще в период пубертата;
  • как происходят оплодотворение яйцеклетки, вынашивание ребенка и роды;
  • о рисках сексуальной активности;
  • об основах контрацепции;
  • о том, что считать сексуальным насилием и как от него защититься;
  • о безопасности и соблюдении личных границ в онлайне и офлайне;
  • как вести себя на свидании.

К содержанию

Как выглядит проблемное сексуальное поведение у детей?

Во-первых, это действия, несвоевременные для текущего уровня развития ребенка (тут есть сложности с определением четких границ, но, например, желание четырехлетки сделать эротический массаж взрослому явно выходит за пределы естественного поведения).

Во-вторых, такое поведение включает насилие, агрессию или стремление совершать сексуальные действия не с ровесниками, а с детьми младше или взрослыми.

В-третьих, оно связано с очень сильными эмоциональными реакциями, например злостью или тревогой.

Что делать в таких ситуациях? Важно поговорить об этом с ребенком, но при этом сохранять спокойствие и не выносить преждевременных суждений. Подойдут открытые вопросы, чтобы у ребенка была возможность рассказать, как он видит ситуацию: «Что ты делал? Как это пришло тебе в голову? Что ты чувствуешь в связи с этим?».

Авторская статья

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *